Скончался народный артист СССР Юрий Яковлев

23_main

Актер театра и кино, народный артист СССР Юрий Яковлев скончался в субботу 30.11.13. на 86-м году жизни. На крылатых фразах его героев выросло не одно поколение, фильмы с его участием объединяют у телеэкранов дедов и внуков. На кадре Ипполит (Юрий Яковлев) рассуждает о жизни и внезапно говорит фразу, ставшую крылатой: «Какая гадость, какая гадость эта ваша заливная рыба…». Фильм «Ирония судьбы или с легким паром» завоевал сердца миллионов на многие года. И каждый год в канун боя курантов 31 декабря мы снова и снова смотрим этот великий шедевр Эльдара Рязанова, восхищаясь игрой актеров.

clip_image001

Он очень красив. И не просто красив, а породист. У него тонкие черты лица, удивительного тембра мягкий голос, он высок, изящен, элегантен в движении и жесте. У него счастливая актерская судьба: очень скоро он занял в театре ведущее положение, много и интересно снимался в кино. Короче, Юрий Яковлев — счастливчик.

Но когда говорят о "счастливчиках" в искусстве, поневоле настораживаешься. Действительно, все есть: талант, выигрышная внешность. Так чего же еще? Дело за малым — что играть и как играть. И именно здесь начинается тяжелый поиск, скрытый от наивных дилетантов.

clip_image007

Юрий Яковлев родился в Москве 25 апреля 1928 года. Мать — Ольга Михайловна Иванова, родилась в г. Таганроге. Отец — Василий Васильевич Яковлев, юрист, родился в г. Воронеже. Когда началась Великая Отечественная Война, семья Яковлевых переехала в Уфу, где тринадцатилетний Юра работал вместе с мамой Ольгой Михайловной в госпитале. В 1943 году Яковлевы вернулись в Москву, где, чтобы хоть как-то прокормить семью, он пошел работать в гараж при посольстве США. Сначала он заправлял машины, потом ему стали доверять мелкий ремонт и в итоге он стал работать один, без руководства. В распоряжении Юрия Яковлева был джип "Виллис". Он был самым счастливым человеком, подъезжал к вечерней школе на машине, катал друзей и подруг. Об актерской карьере Юрий Яковлев вроде бы и не думал, ведь он собирался поступать в Институт Международных отношений. И вдруг — как знак свыше — появилась мысль о ВГИКе…

…Но не тут-то было. На вступительных экзаменах вердикт был неутешителен: "некиногеничен". Но нет худа без добра! В 1948 Юрий Яковлев поступает в театральное училище им.Б.В. Щукина. На первом курсе по главной дисциплине, актерскому мастерству, у Юрия Яковлева была двойка. На втором — тройка. А дальше... Дальше, намного позже, его умолял гениальный Иван Пырьев: "Снимайся у Рязанова!" Но правду говорят, что "гений состоит лишь частично из таланта, но в большей степени из трудолюбия". И с 1952 года, не смотря ни на что, Юрий Яковлев стал актером академического театра им. Евг. Вахтангова.

Через два года Москва заговорила о молодом актере, увидев его в острохарактерной, гротескной, виртуозно сыгранной роли заморского королевича в сказке С.Маршака "Горя бояться — счастья не видать". Эта работа стала как бы эскизом к театральному шедевру — спектаклю "Дамы и гусары". Тридцатилетний артист сыграл старого майора в отставке с таким комедийным блеском и такой трогательной наивностью, что мгновенно полюбился зрителям и спектакль продержался в репертуаре более двадцати лет, что даже для стационарного театра явление неординарное.

В этом же 1960 году в спектакле "Пьеса без названия" А.П.Чехова Юрий Яковлев сыграл одну из своих любимых ролей — Трилецкого, сыграл изящно, тонко, пронзительно, с грустной иронией. В это время уже стало понятно, что в труппе театра творит актер невероятных, безграничных возможностей.

60-80-е годы — звездные в биографии Яковлева. Он создает характеры объемные, многоплановые, разнообразные.

clip_image002

Невозможно перечислить все роли, сыгранные артистом на сцене театра, а их более семидесяти, среди которых: Калоджеро, герой комедии Эдуардо де Филиппо "Великая магия" , загадочный Казанова («Три возраста Казановы»), блестящий придворный дипломат, герцог Болингброк («Стакан воды»), трагически — гениальный Прокофьев («Уроки мастера»).

Если сегодня это старик Панталоне — очаровательный, наивный, уморительный, в легендарной сказке "Принцесса Турандот", которая позволяет пользоваться большим количеством приспособлений, то завтра Яковлев выходит на сцену в роли Антона Чехова в документальной драме Л. Малюгина "Насмешливое мое счастье". При аскетизме внешних средств полное внутреннее перевоплощение и актер создает характер, адекватный великому русскому писателю.

index

Венчает галерею Яковлевских персонажей конца 60-х герой комедии А. Островского "На всякого мудреца довольно простоты" Глумов. Вот уж, где во всем блеске проявился талант Яковлева — лицедея. В одном образе актер создает одновременно несколько характеров: то робкий, застенчивый юноша с Мамаевым, то почтительно — послушный чиновник с Крутицким, то грозный обличитель государственной машины с Городулиным и, наконец, истинный Глумов, гениальный авантюрист, обвинивший общество, отвергшее его в ханжестве и лицемерии, и сумевший остаться победителем.

В 1975 году в спектакле югославского режиссера Мирослава Беловича "Господа Глембаи" Яковлев вновь поражает зрителя в роли рефлексирующего сербского интеллигента Леона Глембаи, сыграв его темпераментно, страстно, почти на грани нервного срыва, но природное чувство стиля и абсолютный вкус не позволили артисту перейти эту грань.

В 1983 режиссер Р.Виктюк, как бы полемизируя со знаменитым мхатовским спектаклем, ставит на сцене Вахтанговского театра свой вариант романа Л. Толстого "Анна Каренина". И Каренин у Яковлева, прежде всего, человек, любящий, страдающий, мучающийся, в борении с собой приходящий к религиозной идее Толстого о всепрощении.

Последняя по времени роль — Дудукин в знаменитом спектакле П. Фоменко "Без вины виноватые". Яковлевский персонаж — очаровательный московский барин; нежно и преданно любящий театр, кулисы и артистов. В спектакле звучат старинные русские романсы, и режиссер максимально использует необыкновенной красоты и музыкальности голос Юрия Яковлева.

clip_image003

Многолетняя партнерша по сцене Юлия Борисова делится своими впечатлениями: «С ним радостно на сцене. Он молниеносно реагирует на любой нюанс партнера, мгновенно подхватывает зазвучавшую в тебе ноту и присоединяется к ней». Творчество Юрия Яковлева имеет оттенок сиюминутности. Именно импровизационная легкость (редкий и особо ценный дар) сделала Юрия Яковлева истинным «вахтанговцем».

Право называться и стать подлинно всенародным любимцем принес Юрию Яковлеву экран кино и телевидения. В кино Юрий Яковлев начал сниматься, сыграв роль Чахоткина в фильме "На подмостках сцены". Затем последовала роль поручика Дибича в картине В. Басова "Необыкновенное лето". В одно мгновение начинающий киноартист оказался востребованным. Его органика, абсолютное чувство свободы, природное обаяние и необыкновенный дар перевоплощения раскрылись в разнообразной галерее персонажей, многие из которых перешли с экрана в нашу повседневную жизнь, стали ее неотъемлемой частью.

PR20130425101301

Актер снимается в кино с 1956 года, а слава пришла к нему в 1958 году, когда он блистательно сыграл роль князя Мышкина в киноверсии "Идиота", поставленной Иваном Пырьевым. Но одна роль стоит на вершине кинематографического Олимпа. Этой одной роли хватило бы, чтобы войти в когорту бессмертных. Яковлевские вопрошающие, проникающие, прощающие глаза навсегда врезались в память многомиллионных зрителей.

В творчестве Юрия Яковлева немалое место занимает успешное сотрудничество с режиссером Эльдаром Рязановым, у которого актер впервые снялся в "Человеке ниоткуда", однако зрительскую любовь снискали Яковлеву роли поручика Ржевского в великолепной "Гусарской балладе" и Ипполита в телефильме "Ирония судьбы, или С легким паром!".

clip_image004

Ржевский-Яковлев — традиционный гусар, почти монументальный в своей традиционности. Если пьет гусар, то исключительно громадными фужерами, если воюет гусар, то с целыми вражескими эскадронами, если обижен гусар, то стреляется на дуэли в любой, пусть самый неподходящий момент. Ржевский крутит пышные усы, лихо поет куплеты, столь же лихо рубится на саблях. Но такт и вкус не позволил ограничиться одной лишь стилизацией. И Яковлев незаметно, исподволь подводит зрителя к тому, что преувеличенное гусарское ухарство — всего лишь маска деликатного и тонко чувствующего Ржевского. Актерский фокус удался, и роль стала многоплановой, человечной, стала принадлежать современному кинематографу, современному искусству.

Актер также сыграл Стиву Облонского в экранизации "Анны Карениной", созданной Александром Зархи, и Брюханова в дилогии "Любовь земная" и "Судьба", поставленной Евгением Матвеевым по романам Петра Проскурина.

Среди наиболее запомнившихся зрителям работ Яковлева — комедия Леонида Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию", где актер сыграл сразу две роли — управдома Пунши и царя Ивана Грозного, а также фантастическая лента Георгия Данелия "Кин-дза-дза", в которой Яковлев снялся вместе с Евгением Леоновым и Станиславом Любшиным.

Стоит также отметить роли актера в детективе Алексея Коренева "Ловушка для одинокого мужчины", в драме Валерия Приемыхова "Штаны", в фильме Сергея Овчарова "Левша" (Николай I) и в телесериале "Графиня де Монсоро" (барон де Меридор).

11791

clip_image006

PR20130425101306

Юрий Яковлев с любовью говорит о своих ролях:

clip_image001[4]

Иван Васильевич: "Сначала было довольно трудно. Царя всерьез играть было нельзя, потому что это комедия. И все же он и в этих непривычных обстоятельствах должен был оставаться Иваном Грозным. А Буншу нужно было изобразить другими красками. Это должен был быть весьма бытовой кретин с двумя извилинами. И я нашел к нему подход. Во-первых, он говорит скороговоркой. У таких людей одна мыслишка убегает вперед, и они стараются ее скорее высказать, пока она не ушла. А что, если он еще и шепелявит? Это уже смешно. Я попробовал. Получилось".

clip_image002[4]

Ипполит: "Мое отношение к Ипполиту - это из области тщеславия. Когда картина прошла на Новый год, мне просто нельзя было дойти от дома до театра. Это, конечно, было приятно, чего там говорить. Но дело в том, что у меня есть гораздо более интересные и глубокие роли, мимо которых просто проходят. Тот же Стива Облонский. Никто его не знает. А это одна из моих любимых ролей, я обожаю этого человека. Мы - родственные души".

clip_image003[4]

Поручик Ржевский: "Гусарская баллада" идёт до сих пор, и многие её любят. И поручик Ржевский стал как бы реальным лицом - о нём есть анекдоты, как о Чапаеве, а недавно в Ржеве даже решили поставить ему памятник".

clip_image004[5]

"Кин-дза-дза" - это и не комедия, и не трагикомедия, и не фантастика в чистом виде. А все вместе. Роль, конечно, у меня была совершенно необычная. Сценарий к тому же все время переписывался. Мы приезжали со съемки, Данелия и Габриадзе запирались в номере и за ночь переписывали текст. И порой он оказывался совершенно противоположный тому, который мы уже выучили... С коллегами мы чаще всего общались с помощью слова "Ку". Коротко и емко".

clip_image005[4]

А вот о роли князя Мышкина, пожалуй, главной его роли в кино, Яковлев говорит редко: "Это другое".
Яковлев – актер интуиции, внутреннего порыва. Эмоциональные краски рождаются органически, а не выдумываются из головы; острейшая характерность возникает из верно понятой логики драматического произведения и режиссерского решения. «Он кажется летящей птицей, которой не надо контролировать свой полет, подсчитывать, сколько усилий нужно для взмаха крыла, – говорит Юлия Борисова. – Она летит плавно, свободно, мощно, исполненная радостью бытия, даря эту радость людям».

clip_image006[4]

В последнее время актер не снимается в кино. «Хочу книжки читать, телевизор смотреть — только выборочно, - объяснил он свою позицию корреспонденту газеты «Культура». - Потому что устал от показов дико неустроенной нашей жизни. Смерти, убийство, воровство в государственных масштабах — все на экране, я уже даже не могу этим возмущаться. Душа стала пустой. То, что показывают, — полная катастрофа. Возможно, все это есть, но зачем смаковать? А вот сейчас на дачу хочется». Дочь Яковлева Алена заметила также, что скорее всего, ее отец даже не смотрел продолжение «Иронии судьбы», хотя и сыграл там небольшую роль.

Личная жизнь

В юности Юрий Яковлев слыл большим ловеласом. Свою первую жену, студентку мединститута Киру Мачульскую, он буквально отбил у ее тогдашнего жениха. Вскоре после свадьбы, в 1961 году, у молодых родилась дочь Алена. Тут то и обнаружилось, что у Яковлева намечается еще один ребенок – «на стороне». Беременной оказалась актриса Екатерина Райкина, дочь выдающегося артиста Аркадия Райкина, бывшая жена Михаила Державина. С ней Яковлев вместе играл в спектакле «Дамы и гусары». Узнав об этом, Яковлев развелся с Мачульской и женился вторично.

clip_image007[5]

Однако и этот брак оказался недолговечным. Вскоре после рождения сына Алексея Яковлев и Райкина расстались. Екатерина впоследствии вышла замуж за актера Владимира Коваля, а Юрий Яковлев после нескольких бурных романов наконец то нашел свое семейное счастье.
Третьей и последней женой актера стала Ирина Леонидовна Сергеева, в то время работавшая директором музея при Театре Вахтангова. В 1969 году у них родился сын Антон. Вместе Юрий Васильевич и Ирина Леонидовна прожили уже четыре десятка лет.

clip_image008[5]

Алена, его старшая дочь, работает в Театре сатиры давно и довольно успешно. Она трудоголик. Снимается в четырех или пяти картинах сразу, в сериалах, является ведущей актрисой театра Сатиры.
Сын Антоша Яковлев стал талантливым режиссером, его спектакли идут в Москве и Петербурге.

Хобби

Юрий Васильевич любит читать русских классиков, особенно - А.П. Чехова, предпочитает классическую музыку, обожает и хорошо знает старую Москву. С удовольствием собирает грибы. Увлекается спортом: хоккеем, футболом, гимнастикой, фигурным катанием.
В 1997 году в издательстве "Искусство" вышла книга Юрия Васильевича Яковлева "Альбом судьбы моей".

clip_image009
Это интересно

Первоначально на роль Ипполита в "Иронии судьбы" планировались Андрей Миронов и Олег Басилашвили. Первый не захотел играть "отрицательного героя", у второго случилось несчастье в семье. Тогда Эльдар Рязанов в срочном порядке позвал Яковлева.
Иваном Васильевичем Буншей-Грозным могли бы стать Юрий Никулин, Георгий Вицин и Евгений Лебедев. Все по разным причинам отказались от роли.

Далеко не сразу после выхода на экран "Гусарской баллады" поручик Ржевский превратился в анекдотический персонаж. Напротив, советские школьницы считали его идеалом мужественности и красоты.
Карьера в кино Яковлева могла бы начаться классически, словами: "Мальчик, хочешь сниматься в кино?". Тогда маленького Юру позвали на киностудию и попросили надкусить яблоко, а потом произнести лишь одно слово: "Кислятина". Но... после проб Яковлева больше не позвали. Так он не сыграл в фильме "Тимур и его команда".
Известные выражения героев Юрия Яковлева стали "крылатыми выражениями " у народа.
"Царь, очень приятно. Царь".
"Танцуют все!"
"Бориску на царство?!"
"Меня терзают смутные сомнения..."
"Человек! Челове-ек! Официант! Почки один раз царице!"
"Нет, генацвали. Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели!"
"Вот потому, что вы говорите то, что не думаете и думаете то, что не думаете, вот в клетках и сидите. И вообще, весь этот горький катаклизм, который я тут наблюдаю... и Владимир Николаич тоже..."
"А потрите мне спинку, пожалуйста"
"Я требую продолжения банкета"
"О, тепленькая пошла…"

Согласно интернет-опросу самой крылатой фразой из отечественных кинофильмов является реплика Яковлева в "Иване Васильевиче": "Требую продолжения банкета!" Она значительно опережает известные изречения киногероев "Наши люди в булочную на такси не ездят!", "Ларису Ивановну хочу" и другие.

clip_image010
Призы и награды

Государственная премия СССР (1979) — за исполнение роли Тихона Ивановича Брюханова в кинодилогии «Любовь земная» и «Судьба».
Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1970) — за исполнение роли Егора Дмитриевича Глумова в спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского.
Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1994 года (29 мая 1995) — за спектакль Государственного академического театра имени Евг. Вахтангова «Без вины виноватые» по пьесе А. Н. Островского.
Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2003 года (13 февраля 2004) — за выдающийся творческий и научный вклад в художественную культуру России.
Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (10 июня 2008).
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (17 октября 1996).
Орден Ленина (1988).

clip_image011

Орден Трудового Красного Знамени (1978).
1976 — победитель конкурса-смотра «Золотые маски», награждён знаком «Серебряная маска» за лучшее исполнение мужской роли (Сальвадор Альенде, «Неоконченный диалог»).
1978 — Золотая медаль имени А. П. Довженко за фильм «Судьба».
1998 — премия «Хрустальная Турандот».
1999 — премия деловых кругов «Кумир» за высокое служение искусству.
2010 — Чеховская медаль.
2011 — Лауреат Российской национальной актёрской премии имени Андрея Миронова «Фигаро».


clip_image012


Похожие материалы:

Комментариев нет:

Отправка комментария

Дорогие читатели!
Мы уважаем ваше мнение, но оставляем за собой право на удаление комментариев в следующих случаях:

- комментарии, содержащие ненормативную лексику
- оскорбительные комментарии в адрес читателей
- ссылки на аналогичные проекту ресурсы или рекламу
- любые вопросы связанные с работой сайта