Гибель Деда Хасана стала очередным событием давно идущей криминальной войны – не московской, не только российской, а международной. Это преступление символизирует «смену эпох», окончательно перекроившую карту криминального мира РФ и других постсоветских стран.
Обывателям кажется, что убийство Деда Хасана их не касается. Но это не так. Хотя бы потому, что криминал базируется на материальных ценностях — и в каждой нашей покупке, включая оплату коммунальных услуг, есть часть денег, которая уходит в теневой бизнес. Обложенный данью торговец свои затраты компенсирует за счет покупателя, а коррумпированный чиновник — за счет казенных средств, за наш с вами счет. По оценкам ряда экономистов, примерно 15 процентов наших денег идет на финансирование преступных группировок.
А был ли Вор?
Аслан Усоян, родившийся в 1937 году (хотя сам он утверждал, что в паспорте – ошибка, и он родился в 1933-м), уже давно собирался на покой и постоянно повторял, что он уже на пенсии. Во многом это соответствует истине: в иерархии его империи есть формально первое лицо, которое ведет переговоры и принимает решения. Это его племянник, Дмитрий Чантурия, известный как «Мирон». Сам Дед Хасан, выпестовавший несколько учеников и короновавший несколько десятков преданных или хотя бы благодарных ему сподвижников, определял стратегию, причем стратегию высочайшую, международную.
Не замечаете странностей? Вор в законе, имеющий детей, назначивший себе преемника-родственника? Даже поверхностные знания о традициях российского криминала заставляют задуматься: как это? Не имеет права вор в законе иметь детей, и не назначает сам себе преемников... А был ли Вор?
Вот такими странностями и окружены последние годы жизни Деда Хасана. Более того, оперативникам было хорошо известно, что он относительно легко идет на контакт с полицейскими и представителями власти. И чуть ли не вслух обсуждалось, на каких условиях еще 1998 году Аслан Усоян добился освобождения из чеченского плена полпреда президента Валентина Власова. То есть, воровская традиция нарушалась не раз – но «корону» с Деда Хасана ЗА ЭТО никто и не пытался снять.
Собственно, это отражает нынешние особенности российской организованной преступности, которая характеризуется невероятным сращиванием с чиновничеством. Добавим к этому крайне запоздалую реакцию правоохранителей на системные явления, имитацию бурной деятельности власти – и полную беззащитность обывателя перед любым видом преступности.
Поражение после «победы»
При покушении на Деда Хасана пострадала посторонняя женщина, сотрудница ресторана, сейчас она находится в реанимации, врачи борются за ее жизнь. А в середине 90-х годов в беседе с автором этих строк один из профессиональнейших оперативников, ставший через несколько дней после нашего разговора заместителем министра внутренних дел, произнес буквально следующее: «Криминальные войны никак не сказываются на обывателе – ведь даже убийства они совершают так, чтобы, не дай Бог, непричастные не пострадали. Есть у них своя этика!». Разговор наш происходил в связи с резким обострением обстановки в столице — шел очередной передел собственности среди криминальных групп, тогда – славянских... Действительно, случайные прохожие тогда не страдали.
Несколько лет назад на одном из совещаний в Генеральной прокуратуре из уст высокопоставленного борца с преступностью прозвучала фраза: «Организованная преступность фактически побеждена — мы выбили почву из под ног бандитов!». Рассказавший мне об этом оперативник, бывший на том совещании, криво ухмылялся и нецензурно поносил руководителей, которые живут в придуманном мире. А вскоре по всей стране были ликвидированы Управления по борьбе с организованной преступностью.
Именно их сотрудники в свое время задерживали приближенных Деда Хасана и Япончика (и их противников), причем задерживали с поличным, при налетах на фирмы, при захватах заложников. А потом скрипели зубами, когда злодеев, схваченных с оружием в руках, отпускали «по команде свыше»...
Сейчас вновь заговорили о необходимости воссоздать УБОПы – но разговоры остаются разговорами, а возможные штатные единицы отдали в создаваемые подразделения по борьбе с незаконной миграцией. Дело, безусловно, нужное, но ведь одно другому не мешает. Тем более что начинать бороться с незаконной миграцией и ее организаторами надо было лет на десять раньше. Да и при наличии Федеральной миграционной службы создание таких подразделений в структуре угрозыска выглядит очень уж по-российски.
Ликвидация УБОПов была проведена под знаменем борьбы с коррупцией: мол, эти подразделения запятнали себя тесными контактами с подучетным элементом. А «среди своих» намекали, что ликвидация УБОПов – борьба с наглым крышеванием... Все бы ничего — но «красная крыша» не исчезла, а только усилилась. Да и тарифы, говорят, возросли.
Киллер обмельчал
Оружие, из которого был убит Дед Хасан, на месте не обнаружено. Вероятнее всего, киллер унес его с собой. Судя по официальным сообщениям, найдены лишь гильзы калибра 9 мм. Следственный комитет официально заявил, что при расстреле Усояна использовался бесшумный спецназовский автомат «Вал». Отсюда многие делают вывод, что киллер – бывший боец спецподразделений.
На самом деле, под подобный патрон сконструировано несколько специальных стрелковых комплексов – «Вал», АК-9, ВСК-94, СР-3 «Вихрь», ОЦ-14 «Гроза». Каждый из них создан для решения особых задач, почти все они – автоматы, то есть – не оружие снайпера. До заключения баллистической экспертизы однозначного вывода об оружии сделать нельзя. Да и дефицитом сейчас ни один из названных «стволов» не является. Смущает характер стрельбы – по Деду Хасану выпустили очередь, или, скорее, две короткие очереди. То есть стрелявший – даже не снайпер, а, скорее, человек, имеющий богатый опыт ведения боевых действий в условиях города. Что характерно для современной России – даже в криминальной среде профессионалы мельчают.
...Когда в 1993 году убивали Отари Квантришвили, выпущенная из малокалиберной винтовки пуля попала ему в открытый рот, и охрана даже не сразу сообразила, что совершено покушение. Тогда точный выстрел помог киллеру скрыться. Сейчас он сумел уйти (с оружием в руках) и без снайперских хитростей. Делать другие выводы из этого, нетрадиционно громко обнародованного следствием факта, не стоит: опыт ведения городского боя имеют и российские правоохранители, и северо-кавказские боевики, и грузинские бойцы. Впрочем, тут и боя-то не было...
Мифы криминальной войны
Вокруг смерти Деда Хасана, одного из старейших лидеров преступного мира России, успешно вышедшего на международный уровень, уже возникло множество легенд, хотя после выстрелов на Поварской улице прошли всего сутки. И главная из них — грядущий передел сфер влияния и очередная война преступных группировок. Это следует считать именно мифом: война преступных группировок идет уже давно, а передел начался года два назад, и сейчас вовсю набирает обороты. На криминальной сцене России уже появились новые игроки, которые теперь стремятся отхватить куски пожирнее. Убийство Деда Хасана – логическое завершение одной из рядовых битв новой криминальной истории России. И в ней практически не встретить славянских фамилий.
Сведения о подготовке новой широкомасштабной войны появились в начале 2009 года: активно муссировалась информация о противостоянии кланов Деда Хасана и Вячеслава Иванькова (Япончика) с одной стороны, и воров в законе Тариэла Ониани (Таро), Ровшана Джаниева (Ровшана Ленкарянского) – с другой. Периодически в СМИ вбрасывались все новые сведения о противоборстве двух кланов. Сложности между этими группировками возникли отнюдь не в XXI веке, а гораздо раньше. Но, по мнению опытных оперативников, большинство из которых уже давно в отставке, сейчас мир «традиционного» криминала уже не играет первую скрипку.
Люди Деда Хасана, как и его противники, имеют очень тесные связи во властных кругах. Об этом говорят и крупные сделки последнего времени, контроль над которыми приписывают организованной преступности. Тут и поставки российских авиадвигателей ряду африканских и азиатских стран, и организация подпольных типографий, печатающих безупречные документы (паспорта общегражданские, заграничные и транспортных средств, акцизные марки и таможенные декларации особо-учетных товаров), и поставки партий стрелкового оружия – опять-таки за границу. А также международный наркотрафик и международная же торговля углеводородами. Все это не может «работать» без участия чиновников. Так что обычная «уличная» преступность давно уже не интересует криминальных небожителей. Хотя ее совокупный доход куда как больше, чем разовые, пусть даже самые крупные, сделки. Но «бароны» хотят иметь респектабельный вид.
Однако, как показывает практика, тот, кто «работает на земле», задает тон всей преступности (кроме, разве что, бытовой). Один пример: воры в законе упустили контроль за розничной торговлей гражданским оружием – и в кратчайшие сроки российские города заполнили простенькие дешевые самоделки, выполненные из травматического и сигнального оружия. Не прошло и трех лет, как именно эти стволы стали основным оружием криминала. Другая опасность – в той самой респектабельности. Желание легализоваться присуще мафиози всех времен и народов. И именно оно, как учит опыт США и Италии, достаточно быстро ставит точку в карьерах «боссов» – их либо убивают, либо надолго сажают за решетку.
«Гастарбайтеры» теснят «оседлых»
Тем временем в криминальном мире России появились новые игроки: организованные преступные группировки из стран Средней Азии. Вопреки шаблонному мнению, среди азиатов есть умные головы, которые не только могут придумать преступление, но и планируют его, и четко реализовывают. А оперативная работа в среде среднеазиатских группировок сейчас ведется, мягко говоря, недостаточно хорошо. C середины 2010 года сотрудники МВД почувствовали появление не отдельных азиатских групп, а реальной организованной преступности, уже спорящей с традиционными грузино-абхазо-армянскими этническими группировками.
Оперативники говорят, что сбор информации в среде выходцев из Средней Азии организован гораздо лучше, чем у их конкурентов. Что неудивительно: в крупных городах России нет дома или двора, где бы не работал приезжий из Средней Азии, связанный тесными узами с родственными кланами. И если несколько лет назад «азиатская преступность» была полностью подконтрольна другим этническим кланам, то в последние месяцы она стала занимать совершено обособленную, самостоятельную нишу — с торговлей героином, налетами на офисы и склады, сбытом краденого и даже легализацией средств.
Полицейские уже зафиксировали несколько групп автоугонщиков, состоящих целиком из выходцев из Средней Азии – то есть «гастарбайтеры» проникли в сферу безусловного влияния армянских и грузинских группировок. А все возрастающее количество нападений на коммерсантов, совершенных по внешнему виду выходцами из Средней Азии, говорит о том, что потеснены оказались и чечено-дагестанские группы, традиционно специализировавшиеся именно на налетах.
...Ученые-криминологи считают, что традиционные славянские оргпреступные группы переквалифицировались с общеуголовной преступности (рэкет, разбои, грабежи) на чисто экономическую, беловоротничковую преступность. Засланные в органы власти в конце XX века «казачки» сделали карьеру, поднялись и сейчас имеют реальные рычаги воздействия на органы правопорядка и легализации средств, полученных от преступной деятельности. При этом им на руку нестабильность в обществе – именно в мутной воде легче ловятся жирные караси.
Дед Хасан, в отличие от того же Япончика, не препятствовал проникновению иностранной преступности в Россию. Более того, он, похоже, просто не обращал на нее внимания, а отчасти сам покрывал нарастающую среднеазиатскую преступность. Не заметив, что она переросла «критический порог». Можно предположить, что он преувеличивал свои возможности прижать к ногтю самое молодое направление криминала на подконтрольной территории.
…В первые минуты после информации о гибели Деда Хасана один из старых оперов сказал автору этих строк – ищи связь с делом «Оборонсервиса». Дед Хасан не мог пройти мимо таких денег.
Итак, убийство Деда Хасана стало вольно или невольно символом — вместе с ним погибло представление о ворах в законе как стержне криминального общества. И теорию «дерзкой безбашенной молодежи» следует считать доказанной — именно отрицающие воровские традиции беспредельщики, поверившие в российского золотого тельца гастарбайтеры и обученные конспирации сотрудники полиции отныне станут задавать тон в криминальных сводках.
link Похожие материалы:
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Дорогие читатели!
Мы уважаем ваше мнение, но оставляем за собой право на удаление комментариев в следующих случаях:
- комментарии, содержащие ненормативную лексику
- оскорбительные комментарии в адрес читателей
- ссылки на аналогичные проекту ресурсы или рекламу
- любые вопросы связанные с работой сайта