История балета «Сильфида»

clip_image045В истории музыкального театра балет «Сильфида» занимает особое место. Премьера балета, состоявшаяся 12 марта 1832 года на сцене Гранд Опера в Париже, ознаменовала начало блистательной эпохи балетного искусства — эпохи романтизма.

Создатели «Сильфиды» — либреттист А. Нурри, композитор Ж. Шнейцгоффер, балетмейстер Ф.Тальони, художник П. Сисери. Их детище, подводя итог исканиям хореографов и танцовщиков предшествующей эпохи, открыло перед балетным искусством новые горизонты. «Сильфида» поразила современников художественным совершенством, значительностью поэтического содержания, созвучного их умонастроению. Ведущая тема романтизма — разлад мечты и действительности — получила на балетной сцене впечатляющую наглядность.

clip_image002

Сюжет балета навеян шотландскими легендами. Его непосредственный источник — фантастическая повесть Ш. Нордье «Трильби», существенно переработанная сценаристом. На первый взгляд, это обычная балетная сказка — крестьянин Джеймс, оставив дом и невесту ради прелестной девы воздуха Сильфиды, невольно губит свою избранницу. Но за сюжетными перипетиями встает столь дорогая романтикам прошлого века мысль о несовместимости поэзии и прозы жизни, о непреодолимом противоречии между духовным идеалом и чувственно-земным бытием.

clip_image003

Не одна лишь новизна содержания сделала «Сильфиду» манифестом балетного романтизма. Новой была художественная форма спектакля, где танец, потеснив в правах пантомиму, стал основным выразительным средством, наполнился глубоким лирическим подтекстом. Суть сюжетной коллизии обрела смысловую многозначность благодаря хореографии, ее образным контрастам.

Танцевальные характеристики персонажей реального мира — шотландских крестьян, одетых в яркие национальные костюмы — строились на фольклорно-этнографической основе. Танец персонажей фантастического царства — Сильфиды и ее небесных подруг — был начисто лишен бытовых примет. Этот танец, получивший впоследствии наименование «классический», «передавал самые сложные движения души — души, сделавшейся зримой, принявшей материальную оболочку», — пишет историк балета В. М. Красовская.

Она отмечала, что этот танец «являлся как бы наречием существ фантастического мира, условно поэтическим языком, каким Сильфида и ей подобные персонажи выражали свои думы и переживания, от светлой радости до горькой печали. И он становился особенно выразительным в кульминационных точках драматического действия: выражая действие, сам этим действием являлся».

clip_image004

Воздушность и строгую красоту «сильфидного» танца подчеркивал условный балетный костюм: лиф, открывающий плечи и руки, длинный тюник из белого газа, чуть подсвеченного голубым, прозрачные крылышки за спиной. Сильфида — вольная мечта, поэтическая фантазия, материализовавшаяся в образе крылатой девы, принесла мировую славу двадцативосьмилетней балерине Марии Тальони.

Современники восприняли ее искусство как откровение. В сиянии ее славы померкло имя создателя балета — отца Марии, балетмейстера и педагога Филиппо Тальони, умело огранившего талант своей великой дочери. Среди балетов, сочиненных им для Марии, «Сильфида» осталась непревзойденным шедевром.

clip_image005

Именно в «Сильфиде» балерина впервые поднялась на пальцы не для эффекта, но ради образных задач. Героиня Тальони действительно казалась существом сверхъестественным, не женщиной, а духом, попирающим законы притяжения, когда танцовщица «скользила» по сцене, почти не прикасаясь к полу, и замирала на миг в летучем арабеске, будто поддерживаемая чудесной силой на острие выгнутой стопы. Изощренной техники Тальони зрители словно не замечали, так бесшумны и легки были ее полеты, так безыскусна ее чарующая грация.

«Она танцует, как соловей поет, как бабочка летает: это язык ее, это ее жизнь, ее счастье», — отмечал очевидец. По словам современников, Тальони счастливо соединяла артистизм с совершенной техникой танца и потому могла полностью отдаваться роли. Общее мнение выразил поэт и критик Теофиль Готье (будущий сценарист «Жизели»), назвав Тальони «одним из величайших поэтов своего времени».

clip_image006

Русская публика познакомилась с «Сильфидой» в 1835 году. Балет шел в редакции балетмейстера А. Титюса с Л. Круазет в заглавной партии. Премьера осталась незамеченной. А через два года в Россию приехали Мария и Филиппо Тальони. Для петербургского дебюта они выбрали «Сильфиду» (6 сентября 1837 года). Теперь балет имел оглушительный успех. О нем заговорили как о сенсации. Марию Тальони награждали самыми громкими эпитетами.

clip_image020

«Идеал танца», «калейдоскоп нежности, легкости, грации», «в каждом жесте, в каждом колебании стана кроется роскошная поэма», «она живет в воздухе, это ее родная стихия», — в таких и подобных им выражениях высказывались русские критики. Тальони восхищались Гоголь и Герцен, Белинский и Огарев. Она приводила зрителей в исступление. Театр, заполненный сверху до низу, сотрясался от рукоплесканий, гудел от восторженных криков.

clip_image021

Тальони казалась подлинным чудом. Но тем весомее был успех первой русской Сильфиды — Екатерины Санковской, дебютировавшей на московской сцене в один день с Тальони — 6 сентября 1837 года (балет шел в редакции Ф. Гюллень-Сор). Двадцатилетняя танцовщица увидела Сильфиду по-своему, наделив ее человеческими качествами. Героиня Тальони «погибала от соприкосновения с чуждым и враждебным миром людей. Сильфида-Санковская, напротив, сама стремилась в этот мир, даже если он и обрекал ее на гибель… Она томилась в своем воздушном уединении, ее невольно влекли к себе земные люди, живая жизнь». (В. Красовская).

clip_image024

После отъезда Тальони роль Сильфиды на петербургской сцене с успехом исполняли Татьяна Смирнова, Надежда Богданова. Но во второй половине XIX века балет все реже появлялся в репертуаре. Его последнее возобновление предпринял в 1892 году Петипа для балерины Варвары Никитиной. Одарив балетный театр новыми идеями, первенец романтической хореографии постепенно ушел со сцены. После Октябрьской революции старинный балет мелькнул на афише петроградского (Мариинского) театра.

Его возобновил для выпускного спектакля хореографического училища В. И. Пономарев (1922 г.). Спустя три год зрители Большого театра в Москве увидели второй акт в постановке В. Д. Тихомирова с Е. В. Гельцер в главной партии. С тех пор «Сильфида» надолго исчезла из репертуара, заняв почетное место в трудах историков балета.

clip_image022

Подобная участь постигла «Сильфиду» и за рубежом. Выдержав 151 представление на родине — во Франции, облетев лучшие сцены Европы, она покинула театральные подмостки. Но замечательное творение Тальони не погибло. Еще в 1836 году оно украсило репертуар Датского королевского балета. Постановку на музыку Х. Левенсхольда осуществил корифей датской хореографии Август Бурнонвиль (1805-1879). Он в точности воспроизвел драматургическую канву оригинала, сохранил стилистику танца. Сбереженная несколькими поколениями датских артистов, эта «Сильфида» дожила до наших дней.

В послевоенные годы «Сильфида» вернулась на родину. В 1946 году ее показала парижанам труппа «Балет Елисейских полей» (постановщик В. Гзовский, исполнители — Н. Вырубова и Р. Пети), в 1953 году — труппа «Гран балле дю марки де Куэвас» (постановка Х. Ландера). А спустя еще десятилетие началось победное шествие балета по странам мира.

clip_image016

Вернулась «Сильфида» в Россию в 1975 году. На сцене Ленинградского Малого театра оперы и балета постановку А. Бурнонвиля (Х. Левенсхольда) осуществила датский балетмейстер Эльза-Марианн фон Розен — тонкий знаток и ценитель хореографии Бурнонвиля.

Шедевр романтической поры не утратил прежнего очарования. Его поэзия пленяет наших современников, как некогда пленяла современников Мария Тальони, а первозданная красота хореографии дарит высокое эстетическое наслаждение и исполнителям, и зрителям.

 

Никита Долгушин, народный артист СССР, профессор

Сильфида на Белорусской сцене

clip_image017

Первое обращение Большого театра оперы и балета Беларуси к балету «Сильфида» произошло в 1983 году на волне всеобщего интереса к забытым спектаклям прошлого. Импульсом для его постановки стали гастроли Датского королевского балета в 1973 году, открывшие зрителям ярчайший образец балетного романтизма. Изысканная, утонченная арабеска, «Сильфида» увлекла неудержимой танцевальной стихией, новым типом хореографии, эмоциональными красками, возможностью продемонстрировать технику и мастерство.

clip_image028

Хореографом-постановщиком «Сильфиды» выступил выдающийся ленинградский балетмейстер, народный артист СССР, дважды лауреат Парижской академии танца Олег Виноградов, представивший оригинальную художественную стилизацию — реконструктивный вариант балета, отличающийся своеобразным хореографическим рисунком.

В спектакле блистали ведущие солисты белорусского балета — Людмила Бржозовская, Татьяна Ершова, Нателла Дадишкилиани, Инесса Душкевич (Сильфида), Юрий Троян и Юзеф Раукуть (Джеймс), Татьяна Шеметовец (Эффи), Светлана Цитович (Мэдж), Владимир Иванов и Сергей Пестехин (Гурн). Спектакль получился современным по звучанию, глубинной проблематике отношений, раскрыв масштабные, вечные вопросы, заложенные в основу произведения — любви и долга, жизни и смерти, добра и зла.

Содержание балета

clip_image018

I действие

Дом фермера Джеймса в Шотландии. Накануне свадьбы ему является полюбившая его прекрасная дева воздуха — Сильфида. Очарованный юноша пытается прикоснуться к ней, но Сильфида исчезает. Джеймс полон мыслей о таинственном существе…

clip_image032

Появляется Эффи — невеста Джеймса, приходят гости. Веселье, танцы… Колдунья Мэдж, пришедшая предсказать молодым их будущее, пророчествует, что Джеймс не женится на Эффи и называет Эффи другого жениха — Гурна. Джеймс прогоняет колдунью, успокаивает невесту.

…Вновь и вновь появляется Сильфида, и, не в силах более совладать с собой, Джеймс устремляется за ней.

clip_image030

II действие

Джеймс и Сильфида в волшебном лесу. Стремясь удержать Сильфиду, влюбленный Джеймс обращается за помощью к колдунье Мэдж. Колдунья таит обиду на юношу — она помнит, как он прогнал ее, когда она пришла погадать Эффи. Мэдж предлагает Джеймсу волшебный шарф, с помощью которого он сможет пленить неуловимую Сильфиду. Джеймс набрасывает шарф на плечи Сильфиды, но это прикосновение гибельно для нее. Крылышки опадают, с ними уходит ее жизнь и она умирает на руках несчастного юноши.

Подруги уносят Сильфиду в облака. Джеймс в отчаянии… Вдали проходит свадебное шествие, сопровождающее Эффи и Гурна.

clip_image019

clip_image023

clip_image026

clip_image029

clip_image031

 

clip_image033

clip_image034

clip_image035

clip_image036

clip_image037

clip_image038

clip_image039

clip_image040

clip_image041

clip_image042

clip_image043

clip_image044
Похожие материалы:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Дорогие читатели!
Мы уважаем ваше мнение, но оставляем за собой право на удаление комментариев в следующих случаях:

- комментарии, содержащие ненормативную лексику
- оскорбительные комментарии в адрес читателей
- ссылки на аналогичные проекту ресурсы или рекламу
- любые вопросы связанные с работой сайта